Для Украины — страны со слабой инфраструктурой и экономикой, масштабный футбольный проект оказался слишком тяжёлым бременем. А славянская привычка откладывать всё на последний момент и желание не ударить в грязь лицом, оскандалившись на весь мир, добавили проблем и привели к большим финансовым затратам. Надежды на массовый приток инвесторов также по разным причинам не оправдались: и в силу неразберихи во власти, из-за запутанных законов и не самого благоприятного инвестиционного климата, а также из-за элементарной боязни потенциальных инвесторов и переоценки украинских власть предержащих собственных переговорных возможностей. В итоге выполнять принятую правительством программу по подготовке к Евро-2012, стране пришлось практически в одиночку. Львиную долю – по разным оценкам от 80% до 90%, хотя рассчитывали максимум на 50%, расходов взяло на себя государство.
За пять лет, ради справедливости стοит отметить, чтο пο-настοящему за работу к пοдгοтοвκе к Еврο взялись два гοда назад, пο самым скрοмным пοдсчётам Украина уже пοтратила более $ 5 млрд. Учитывая, чтο в стране прοйдёт 16 матчей, несложнο пοдсчитать, чтο один матч «будет стοить» Украине более $300 млн. А из пяти миллиардοв, пο мнению экспертοв, стране удастся вернуть в лучшем случае всё те же $300 млн. Да и сама «пятилетка ренессанса», как грοмκо в Украине называли период пοдгοтοвки к чемпионату Еврοпы, вначале сузилась дο двух лет, а пοтοм и вовсе превратилась в стрοительство аэрοпοртοв и стадионοв. Обещаннοгο изменения Украины не прοизошло, хотя, будем открοвенны, и сделанο было немало.
Стадионы
На момент получения права на проведение Евро-2012 в Украине не было ни одного современного стадиона. Гордость страны – донецкая «Донбасс Арена» — только строилась, да и вряд ли владелец «Шахтёра» Ринат Ахметов строил стадион для своего клуба, рассчитывая на гипотетическую возможность проведения в Украине чемпионата Европы. Возле киевского НСК «Олимпийский» шло строительство торгового центра. Харьковский стадион «Металлист» был ещё далек от норм ФИФА и УЕФА. О новой арене во Львове речи даже не было – местные «Карпаты» вполне устраивал стадион «Украина». Велось строительство современного стадиона в Днепропетровске, но, как известно, город матчи Евро принимать не будет.
Сегодня в Украине есть шесть высококлассных стадионов, четыре из которых – в Донецке, Харькове, Львове и Киеве – примут матчи чемпионата Европы. Арены в Донецке, Днепропетровске и Одессе строились за частные инвестиции. Киевский НСК «Олимпийский» обошёлся бюджету больше чем в $570 млн, войдя в пятёрку самых дорогих стадионов мира. Чуть больше $ 350 млн. стоил львовский стадион. Реконструкция харьковского стадиона «Металлист» обошлась в $ 95 млн. Правда, треть из этой суммы выложил из своего кармана президент харьковского клуба Александр Ярославский.
Немало денег было потрачено на строительство новых и реконструкцию существующих тренировочных баз. К сожалению, большинство из них станут «транзитными» – в лучшем случае сборные проведут на них одни сутки перед матчем. Как известно, в Украине будут базироваться только три сборные – собственно, хозяева, а также команды Швеции и Франции. Виной тому – слишком высокие цены. Так, по словам вице-премьер-министра Украины, министра инфраструктуры Бориса Колесникова, одна из команд-участниц Евро-2012 будет арендовать тренировочную базу в Польше по цене в 2,5 раза дешевле, чем в Украине. «Одной из скандинавских сборных письменно пообещали гостиницу за одни деньги, а когда дошло до подписания контакта, в 2,5 раза увеличили эту сумму, и они отказались и будут жить в Польше» — рассказал Колесников.
Отметим, что по данным польских СМИ, дороже всех за сутки пребывания в Польше заплатит португальская сборная — более € 30 тыс., а меньше всех сборная Испании — менее € 5 тыс.
Аэрοпοрты
В 2007-м году ни один аэропорт в Украине не отвечал международным стандартам. Даже главные воздушные ворота страны – аэропорт «Борисполь» — вызывали немало нареканий. За пять лет в Украине появились четыре современных аэропорта – в Харькове, Львове, Донецке и Киеве.
Международный аэропорт «Харьков» обошёлся в $ 200 млн., $ 64 млн. из которых – частные инвестиции, остальные – средства государства. Аэропорт во Львове стоил $ 300 млн., в Донецке – около $ 400 млн. Стоимость строительства двух терминалов в Борисполе – около $ 800 млн.
Гостиницы
Тут дела обстоят значительно лучше. Практически все новые гостиницы, за исключением реконструированных под Евро студенческих общежитий – строились за деньги инвесторов. Больше 10 пятизвёздочных гостиниц, добрых четыре десятка отелей класса «четыре звезды» без проблем удовлетворят богатых туристов. Другое дело, что гостиничных номеров для простых болельщиков всё равно не хватает, и власти планируют решать эту проблему за счёт студенческих общежитий и палаточных городков.
Дорοги
По словам вице-премьер министра Украина Бориса Колесникова, который ответственный за подготовку страны к Евро-2012, в начале были очень амбициозные планы – в стране собирались привести в порядок едва ли не всю сеть автомобильных дорог. Рассчитывали на бюджет и помощь инвесторов. В результате, в связи с проблемами и с первым и вторыми, в лучшем к случае, к чемпионату Европы будет отремонтировано около 1,7 тыс. км. дорог.
Всего строительство и развитие дорог общего пользования обошлись государству почти в $ 2,5 млрд. (из них $ 200 млн. – на строительство и реконструкцию дорог коммунальной собственности). Это менее 2% от общего числа дорог. В приоритете – межгородские магистрали.
Транспοрт
Украине удалось осуществить едва ли не самый важный свой проект – покупку скоростных поездов Hyundai, которые смогут преодолеть расстояние от Киева до Харькова за 3,5 часа, Львова — 4,5 часа, а Донецка — 5,5 часа. Всего таких поездов будет выпущено 10, шесть из которых должны начать курсировать украинскими железными дорогами до Евро-2012. Остальные попадут в Украину после чемпионата. Стоимость контракта € 240 млн. Первый поезд уже начал курсировать между принимающими городами. Правда, пассажиры жалуются на высокие цены на билеты (правительство уже пообещало их снизить) и недостаточный комфорт. В планах и запуск двухэтажных поездов «Шкода». Планируется на время Евро и существенно увеличить количество обычных поездов, курсирующих между четырьмя принимающими городами.
А вот с наземным транспортом пока беда. Вначале была информация о заключении контракта почти на $ 440 млн. с одним из украинских заводов на поставку около 2 тыс. единиц техники — троллейбусов и автобусов различной вместимости. Однако в силу разных причин принимающими-городами приобретено в лучшем случае половина от общего числа.