«Конечно, я поеду на отборочный чемпионат России. Правда, я больше на него поеду для себя, не планирую там целенаправленно отбираться на Олимпийские Игры. Я более стратегически подойду к этому старту. У меня как раз будет подготовка к “Тур де Франс”. Я ещё ни разу не пробовал эту связку — чемпионат России плюс “Тур де Франс”. Но я знаю, чего мне не хватало на предыдущих Турах Франции. Во-первых, не получалось проехать хорошо пролог, потому что явно не хватало ритма. Я проезжал “Дофине”, а между “Дофине” и Туром три недели и ритм терялся. И вот теперь решили за неделю до “Тур де Франс” проехать хорошую длинную “разделку” на чемпионате России», — передаёт слова Меньшова корреспондент «Чемпионат.com» Вячеслав Цыба.
— Сергей, поздравляем вас с хорошим выступлением на многодневке «Тур Бельгии». Расскажите об этой гонке.
— Это стандартная гонка высокого уровня. Всё прошло на достаточно хорошем уровне, как и подобает таким гонкам. Зрителей было очень много.
— Какие трассы характерны для этой гонки?
— Сначала мы проехали три равнинных этапа, четвёртым этапом была индивидуальная гонка, пятым – холмистая трасса, с постоянными перепадами высот. Это практически единственный этап, который решил исход всей гонки.
— Какой из этапов показался вам особенно сложным?
— Тяжело было на равнинных этапах, потому что не мой профиль, но погода позволяла, не было ветра, и я справился. На третьем этапе был очень сильный ветер, пришлось потратить очень много сил.
— Вы довольны итоговым результатом?
— Конечно, я доволен своим результатом. Хотя, с одной стороны, вроде четвёртое место, причём до призов мне не хватило всего лишь каких-то 10 секунд. С другой стороны, впереди меня оказались именитые гонщики, чемпионы мира, победители гораздо более крутых гонок. Так что, считаю, и четвёртое место – это очень приличный результат для меня.
— Какая у вас специализация. Какие гонки предпочитаете ездить?
— Мне нравятся больше горные гонки, потому что на них у меня всегда лучше получалось.
— То есть вы горняк?
— Да, я горняк, типа того (улыбается).
— Вы начали заниматься велоспортом в 13 лет. Что подвигло вас сесть на велосипед?
— Как и всем детям в таком возрасте, мне хотелось чем-то заниматься, двигаться. В детстве я был очень подвижный. Я видел, как все дети во дворе катались на велосипедах, а у меня его практически не было, то есть он имелся, но был сломан. Однажды я увидел, как мой приятель из соседнего подъезда выехал на спортивном велосипеде, у меня загорелись глаза. Я попросил его сводить меня в секцию. С тех пор велосипед меня зацепил и не отпускает до сих пор.
— В какой спортшколе занимались? Кто был тренером?
— Это была секция велоспорта в детской спортивной школе в городе Великие Луки. Тренером моим был Хасанов Михаил Курович, который работает там и по сей день. Я по возможности его навещаю.
— Вы помните свой первый велосипед?
— Конечно, это был «Пионер» — маленький велосипед зелёного цвета. Мне его отец купил, когда мне было лет семь. Велосипед сломался, долгое время я обходился без него, потому что ни у кого не было времени его отремонтировать.
— Когда для себя решили, что велоспорт будет вашей профессией?
— Пожалуй, в тот момент, когда я первый раз выехал на сборы. Это был 1999 год. Я начал участвовать в российских соревнованиях и получаться стало достаточно неплохо. В этот же год, сразу после школы, я поступил в Институт физкультуры в Великих Луках. Именно тогда я и понял, что от спорта я уже никогда не денусь.
— И какая у вас профессия?
— Специалист по физической культуре, педагог. Учился я на лыжной кафедре, так как отделения «Велоспорт» нет — все велосипедисты обучаются на лыжной кафедре.
— Расскажите о своей спортивной карьере.
— Я начал заниматься в Великих Луках. Первой моей командой был клуб из Санкт-Петербурга под названием «Олимпийские надежды», где я выступал с 2001 по 2004 год включительно. В 2005 году я перешёл в рижскую команду «Rietumu–Bank Riga», гонялся там четыре года. Кстати, это не так далеко от моего дома, всего около 450 километров. Далее я перебрался в Данию, два года выступал там за местную команду. В прошлом году я оказался в континентальной «Катюше», а сейчас выступаю за «РусВело».
— Какие принципиальные отличия тренировочного процесса в «Итера-Катюша» от тренировок «РусВело»?
— Различий много. Во-первых, в «Итера-Катюше» советская школа подготовки: дисциплина, надзор, режим – всё было очень строго. В «РусВело» всё демократично, тебя никто не трогает, ты профессионал и должен сам понимать, что для тебя лучше, ругать тебя никто не будет, заставлять — тем более.
— Вы всегда были только шоссейным гонщиком? На треке не выступали?
— Нет, на треке я не выступал. Попробовал один раз и сразу понял, что это не моё.
— А шоссейники тренируются на треке или только трековые гонщики тренируются на шоссе?
— Я точно не тренируюсь на треке, но знаю, что некоторые ребята в зимней подготовке уделяют треку внимание. То есть практика такая есть.
— Кем мечтали стать в детстве?
— В детстве мечтал стать водителем. Я часто уезжал на каникулы в деревню, мой дедушка работал трактористом, отец тоже был водителем. И мне всегда хотелось водить автомобиль или другое транспортное средство.
— Вы один спортсмен в семье?
— Да, я единственный такой. К спорту мои родители не имеют никакого отношения. Мама всю жизнь отработала на заводе железобетонных конструкций. Они сами удивляются, откуда это у меня. Может, я положу начало спортивной династии Фирсановых (смеётся).
— У вас есть подруга или жена? Дети?
— Нет, я свободен. Не так давно расстался со своей девушкой. Сейчас я всё свое внимание уделяю спорту и думаю, что у меня ещё есть потенциал, и я ещё не добился того, что могу добиться в велоспорте.
— По вашему мнению, личная жизнь мешает профессиональному спорту?
— Да, мне это мешает, отвлекает, мне трудно совмещать и то, и другое. Кому-то удаётся, но у меня не очень получается.
— Где вы живёте?
— В Великих Луках.
— В каких интересных гонках удалось поучаствовать за семь лет профессиональной карьеры?
— Самая запоминающаяся гонка была в составе команды «Итера-Катюша» — прошлогодний «Тур Бельгии». Это была десятидневная гонка, горная, и в моей памяти она отложилась как самая тяжёлая. А самое яркое впечатление – это моя первая победа в Италии на «Джиро де Тоскана» в 2005 году. Как раз в этот период я перешёл в латышскую команду «Rietumu –Bank», у меня появилась возможность гоняться в Европе: в Латвии, в Словакии, в Италии. В частности, в Италии был мой первый старт, первая велогонка и я её сразу выиграл, это была моя первая победа. В той гонке принимали участие известные гонщики, которые сейчас выступают на Гранд — гонках: «Тур де Франс», «Джиро д’ Италия». Да, это моя самая запоминающаяся победа.
— Эта победа стимулировала ваше профессиональное развитие?
— Да, конечно. Это была первая победа и плюс ко всему последняя гонка в сезоне. После неё я сразу уехал домой, но у меня ещё горели глаза, и хотелось побеждать дальше. Поэтому начала следующего сезона я ждал с нетерпением.
— Где больше всего любите гоняться: по дорогам Европы или России?
— Безусловно, по дорогам Европы. В России пока просто нет никаких условий для этого вида спорта: ни дорог, ни организации.
— На чемпионат России в Воронеж поедете?
— Да, конечно. Для команды это важнейший старт, поэтому мы обязательно будем присутствовать.
— Как считаете, конкуренция на турнире будет серьёзной?
— Я надеюсь, что будет конкуренция. Потому что в последние года приезжала «Катюша», всем составом. Все сильнейшие гонщики собраны именно там, причём та же континентальная «Катюша» всегда оказывала им помощь. А сейчас создали «РусВело», и я думаю, что будет какая-то борьба.
— Кто, по вашему мнению, будет активно бороться за победу?
— Конечно, вся «Катюша». Там вся команда может на кого-то сработать. Я никого из них конкретно не могу выделить – они все сильные.
— В каких ещё важных стартах будете принимать участие в ближайшем будущем?
— Сейчас я занимаюсь визой, у меня закончился «шенген». Буквально 6 июня я улетаю в итальянский Римини на подготовку. Далее с 14 по 17 июня будет проходить гонка в Нидерландах, а потом отправлюсь на чемпионат России. После него планируется выступление на высокогорной гонке в Китае.
— В какой физической форме сейчас находитесь?
— Как говорят, я сейчас «на ходах», «при ноге». Чувствую себя очень хорошо, уверенно. Надеюсь, что «нога» не закончится раньше времени, и я докатаю сезон на высоком уровне.
— Хотели бы принять участие в Олимпийских играх?
— Я думаю, что у меня пока нет шанса поехать на Олимпийские игры. Но, конечно, у любого спортсмена есть такая мечта, желание. Загадывать не будем, всякое может быть.
— Кто из команды готовиться представлять Россию на играх в Лондоне?
— На Олимпиаде всего три места и после дисквалификации Галимзянова даже специалисты толком ничего не могут сказать по этому поводу.
— К какой спортивной цели идёте?
— Я очень хочу участвовать в Гранд гонках — «Тур де Франс», «Джиро д’ Италия». Я очень этого хочу, многие желают мне удачи и говорят, что я созрел для этого. У меня есть такая цель, мечта и я думаю, что рано или поздно я её добьюсь.
— Для участия в таких гонках нужно переходить в профессиональную команду. Когда вы сделаете следующий шаг в карьере?
— Безусловно, для участия в больших гонках мне необходимо попасть в профессиональную команду, но пока у меня не было таких высоких результатов, чтобы иметь возможность сделать это. Однако я думаю, что в этом году у меня есть неплохие результаты, а значит, и шансы стать членом профессиональной команды на следующий год.
— Были ли у вас кумиры в велоспорте, а может, и сейчас есть?
— Не сказать, что кумиры, но выделить могу Яна Ульриха и Кэдела Эванса. Ульрих уже не гоняется, а Кэдел Эванс был победителем прошлогоднего «Тур де Франс». Этим гонщикам я симпатизирую.
— Владимир, поздравляем вас с бронзой, завоёванной на «Туре Баварии». Вы показали лучший результат среди российских гонщиков и гонщиков «Катюши». Расскажите, что это была за гонка.
— Это была обычная гонка, ничего особо сложного. В основном всё решала «разделка», и, так как я давно уже не готовился к раздельному старту, мне оказалось непросто. Если быть точным, я три года отдельно не тренировал раздельные старты, подготовка к «разделкам» началась с восьмого мая, когда я узнал, что делают новый велосипед, специально под меня. Но я считаю, что это хороший результат для первой «разделки», тем более всего после пары тренировок.
— Гонка состояла из пяти этапов, какой из них оказался для вас труднее остальных и почему?
— Пожалуй, это второй этап, где я занял второе место. Этот этап я мог бы выиграть, но не получилось, потому что Роджерс на финише оказался сильнее, резче меня. Однако расстраиваться причин нет, ведь главная задача этой гонки — подготовка к другим стартам.
— В каких стартах планируете принять участие?
— «Тур Швейцарии», чемпионат России и «Тур де Франс».
— Где вы живете сейчас?
— В Испании.
— Тренируетесь там же?
— Да. Сейчас я на сборе, прохожу подготовку.
— Расскажите немного про эту страну. Почему вы выбрали именно её?
— Я живу в самой жаркой части Испании, в Коста-Бланка, около Валенсии. У нас даже зимой благополучная погода, когда везде снег, дождик и холод. Мы переехали в Испанию в основном из-за детей. Раньше жили в Италии. Так как я вырос в простой семье, хочу дать детям хороший импульс для будущего развития. Мои дети ходят в Испании в английскую школу и уже знают три языка: русский, английский и испанский. Я считаю, что это очень хороший старт для трёхгодовалого малыша. Ну, и, конечно, тренировочный процесс. Испания, Италия – это наиболее подходящие страны для тренировок.
— По Родине не тоскуете? Стараетесь по возможности бывать в России почаще?
— Практически половину своей жизни я живу в Европе, поэтому чувство тоски посещает крайне редко. Раньше, безусловно, частенько тянуло в Россию, но сейчас уже не так. Я прежде всего спортсмен, и карьера есть карьера: стараюсь делать всё для результата, для достижения цели.
— В России есть к кому приехать?
— Конечно, это мама и папа. Но они к нам приезжают, так проще.
— Расскажите о своей семье.
— У меня трое детей. Жену зовут Наталия.
— С сезона 2010 года вы являетесь гонщиком проекта «Катюша». Вы ощущаете себя частью команды?
— Да, ощущаю. За столь короткий срок я всё равно успел сделать определённый, пусть и небольшой, вклад в развитие команды, в её достижения и победы. Я думаю, что ещё все впереди и у меня будет возможность оставить след в истории команды.
— На ваш взгляд, развитие команды идёт в правильном направлении?
— Я считаю, направление более чем верное. Особенно с этого сезона, когда произошла смена руководства. Можно даже посмотреть по статистике. На данный момент в команде многое поменялось, есть определённый план развития, который уже успешно начинает реализовываться. Дальше будет только всё лучше и лучше. В любом случае, когда меняется менеджмент, нужно определённое время для «притирки». Я считаю, что как минимум год требуется для того, чтобы сделать какую-то систему, направить все в правильное русло. Думаю, что со следующего года «Катюшу» будут бояться.
— Мне кажется, что уже сейчас «Катюшу»приходится принимать в расчёт, достаточно оглянуться на результаты “Джиро”. Разве не так?
— Ну да, “Катюшу” уже побаиваются. Но всё равно нужно еще время для того, чтобы была выстроена система. Думаю, со следующего сезона “Катюша” будет одной из самых сильных команд в мире в профессиональном велоспорте.
— У некоторых членов команды “Итера-Катюша” есть мнение, что молодые гонщики, перейдя в главную команду, не получают должного внимания со стороны менеджмента: им не дают выступать в полную силу, ставят на тяжёлые гонки, где они получают травмы, а потом долго восстанавливаются. При этом предпочтение отдаётся опытным гонщикам и легионерам. Что вы думаете по этому поводу?
— Да, слышал такое. Я приведу простой пример. Гонка “Тиррено Адриатико”. Как можно поставить в гонку Тимофея Крицкого, который не тренировался шесть дней, если команда едт на результат. Ведь это “Про тур”, это важная для команды гонка. В этом вопросе я согласен с руководством “Катюши”: лучше поставить его на более простые гонки, чтобы он смог показать результаты вначале там, потренировался, получил опыт. Хотя Николай Григорьевич Мороз и говорит, что Тимофей как раз и должен тренироваться на “Тиррено”, я считаю, что тренироваться нужно дома. А потом, когда ты уже в форме, участвуй в больших гонках, показывай хорошие результаты.
— Получается, что Николай Григорьевич просто переживает за своих воспитанников?
— Думаю, что да. Это всё не просто так: понравился, поставили, не понравился – не ставят. Это — огромная работа всего руководства команды. Работа на результат. Кроме того, у нас есть специальный тренер, который смотрит тренировочные файлы. По этим файлам можно посмотреть всю информацию — как тренировался гонщик, как он подготовлен и на какие гонки его можно и нужно ставить.
— На какой срок у вас заключен контракт с “Катюшей”?
— В этом году заканчивается.
— Переговоры о продлении уже были? Или решение появится по окончании сезона?
— Пока ещё я не думал, посмотрим. У меня есть менеджер, он ведёт переговоры, пока никакого окончательного решения нет.
— На какие темы разговариваете за ужином с командой? Что обсуждаете?
— Темы разные. В основном обсуждаем спорт. Конечно, и личные, и бытовые вопросы обсуждаем: что делать, как делать. С семейными ребятами, Колобневым, Трофимовым, Воргановым, обсуждаем детей, что лучше сделать для них, в какие кружки отдать.
— Скоро возьмет свой старт гонка “Про тура” в России. Как относитесь к появлению гонки такого уровня в нашей стране?
— Идея, безусловно, очень хорошая. Я пока не очень понимаю, как гонка будет проходить в Сочи, где одна дорога. Как её будут перекрывать!? Я был в Сочи в 2008 году и видел, что сочинская дорога одна, и она стратегически важна для экономики и бизнеса, поэтому и не понимаю, как может быть перекрыта такая дорога для движения машин. Конечно, строят какие-то туннели, но эта дорога остаётся самой важной. Возможно, построят новую дорогу, не знаю. И, конечно, качество дорог, тянущихся вдоль побережья, оставляет желать лучшего. Когда я там был, там были ужасные ямы, которые надо ещё подумать, как “обруливать”. Конечно, для развития и популяризации велоспорта в России это будет серьёзный шаг вперед. Я ездил “Тур Турции”, это, в принципе, то же самое, пусть пока она не является гонкой “Про тура”, но на следующий год может ею стать. Поневоле задаёшь себе вопрос: почему турки проводят гонку, а у нас в стране не могут? В России и возможности финансовые больше, и организация лучше, единственное, дороги надо делать, и делать хорошо.
— Хотели бы принять участие в этой гонке?
— Естественно, я поеду, это же Россия!
Оκончание следует