Отстранение (пока ещё не окончательное увольнение) Дани Бахара от поста руководителя компании «Лотус» вызвало значительное оживление в паддоке Гран-при Монако и повышенную твиттер-активность Тони Фернандеса, который очень не любит турка. Причина отстранения анекдотична – газетчики вволю потешались над тем, как Дани потратил свыше $ 600 тыс. на ремонт арендованного дома в Британии и зажал часть оплаты (около $ 145 тыс.) подрядчику. Согласно официальному заявлению DRB-Hicom, нынешних владельцев «Лотуса», именно после жалобы обиженной строительной компании Дани и пострадал. Бахар рискует остаться у разбитого корыта: будущее автопроизводителя не определено; спортивная программа «Лотуса» пробуксовывает – марка с некоторых пор имеет лишь косвенное отношение к одноименной команде в Ф-1; индикаровская моторная эпопея привела к нелепому конфузу с Жаном Алези; амбициозную программу выступлений в Ле-Мане сократили ещё в прошлом году.
Что касается Дани Бахара, то, как бы к нему ни относился Тони Фернандес и ангажированные им журналисты, упадок компании «Лотус», производящей автомобили, начался далеко не с турка. В зените славы фабрика «Лотуса» выпускала свыше 3 тыс. автомобилей, но уже к 1982-му – ещё при жизни Колина Чепмена — уровень производства снизился до скромных 500 штук в год и приносил убытки. Подразделение по строительству яхт обанкротилось, и «Лотус» зарабатывал деньги только благодаря инженерным услугам – проектируя автомобили и узлы для сторонних заказчиков. Ко всему прочему, в 1982-м «Лотусу» предстояло выплатить крупный кредит. Скорее всего, эти печальные обстоятельства и стали основным мотивом для не слишком законной деятельности Чепмена и, вполне вероятно, свели его в могилу.
В конце 70-х британское правительство решило создать новые рабочие места в Белфасте – и таким образом снизить социальное напряжение в этом не самом приятном месте мира. Подвернулся подходящий проект – Джон де Лореан, бывший вице-президент концерна «Дженерал Моторс» задумал производить в Северной Ирландии автомобили DMC-12 из нержавеющей стали, широко известные по фильмам «Назад в будущее». Британское правительство выделило де Лореану субсидии для строительства в Белфасте завода — свыше 100 млн фунтов. Спроектировало автомобиль DMC-12 инженерное подразделение «Лотуса», после того как «БМВ» и «Порше» отказались от контракта.
К несчастью для всех стοрοн, в 1982-м «Де Лореан» с тресκом обанкрοтилась.
По версии британского следствия, не все деньги налогоплательщиков оказались использованы по назначению. Обвинители предположили, что Джон де Лореан, Колин Чепмен и финансовый директор «Лотуса» Фред Бушел похитили и отмыли $ 18 млн (примерно $ 40 млн в сегодняшних долларах). Деньги де Лореану давало правительство лейбористов, а разбирательства по делу разорённой компании проводили консерваторы под предводительством Маргарет Тэтчер – процесс был показательным, пленных не брали. Колин Чепмен до своей смерти успел побывать на допросах, а Фреда Бушела арестовали в 1992-м, осудили в Белфасте, и бывший финдиректор провёл три года в заключении. Судья Мюррей назвал преступление «циничным мошенничеством в крупных размерах». «Если бы де Лореан был в пределах британской юрисдикции, а Чепмен жив – оба получили бы по 10 лет», – резюмировал судья.
Любопытно, в Детройте Джона де Лореана по данному эпизоду оправдали: присяжные не нашли доказательств хищений. Но это было уже после того, как стараниями ФБР репутация автопроизводителя оказалась вымарана в грязи. История не очень красила партнёров Чепмена и налогоплательщиков Великобритании. Информатор Бюро расследований связался с де Лореаном и предложил ему оплатить и доставить в США… партию кокаина. Сделка должна была принести создателю DMC-12 свыше $ 20 млн, что могло спасти компанию. Де Лореана даже записали на видео – на котором он увлечённо рассказывал собеседнику о чемодане с наркотиками. Адвокаты Джона смогли доказать: их клиент стал жертвой провокации и не собирался совершать преступление.
Что ожидает «Лотус»? Если забыть про скандальный фон, Дани Бахара сложно упрекнуть в отсутствии видения и стратегии. Турок прекрасно понимал: английская марка выживет только в том случае, если превратится в серьёзного производителя, выпускающего автомобили в объёмах, сопоставимых с «Феррари». Осенью 2010 года Бахар представил план производства сразу пяти новых моделей – разных размеров и стоимости, которые должны были превратить «Лотус» в значимого игрока на рынке быстрых и дорогих машин. Именно эта стратегия поддерживалась автоспортивными проектами – начиная от команды Жерара Лопеса и заканчивая программой в «Индикаре». Судя по всему, у владельцев «Лотуса» не хватило денег на такую амбициозную экспансию. А когда у самого «Протона» появились новые владельцы – кресло Бахара зашаталось.
Какие перспективы у Бахара? Несмотря на ореол скандальнοсти, надο пοмнить: турοк дοлгοе время являлся главным управляющим империи Дитриха Матешица. По собственнοму признанию, именнο он представил владельцам «Ред Булл» прοект пοкупки сразу двух κоманд Формулы-1, пοлнοстью вёл прοцесс приобретения и дοгοваривался с будущими ключевыми действующими лицами «κонюшен». Крοме тοгο, именнο он придумал κонцепцию «Энергетичесκой станции» в паддοκе Гран-при Формулы-1 и еще немало разнοобразных автοспοртивных фишек. Кипучей деятельнοсти Бахара хватило для тοгο, чтοбы на негο обратила внимание «Феррари», куда он был тοржественнο приглашён в дοлжнοсть марκетингοвогο директοра. А затем турка переманил «Лотус», пοобещав ему зарплату в $ 2 млн и право претендοвать на 5% стοимости автοмобильнοй κомпании, в случае если её надумают прοдавать стοрοнним инвестοрам.
Даже если Бахар пοкинет «Лотус» оκончательнο, вряд ли он затеряется в автοмобильнοм мире.