Первое, что я невольно подслушал в зале «Игровой» после тренировки сборной России, это разговор главного тренера сборной России Дэвида Блатта и генерального менеджера национальной команды Олега Ушакова о том, можно ли побывать на каком-то занятии некоему молодому тренеру по физподготовке из одного из клубов ПБЛ. Тот хотел бы посмотреть на работу Георгия Артемьева, специалиста, отвечающего в сборной как раз за «физику». «Да какие проблемы, пусть приезжает, — с готовностью откликнулся Блатт. Удивительно только, что он один изъявил такое желание. Побывать здесь должны хотеть все молодые тренеры страны. Всегда говорил, что наши двери для них открыты. Вот только в эти двери почему-то никто не входит».
После этοгο первый вопрοс интервью материализовался сам собой.
— Дэвид, я прекрасно помню, что нечто подобное о молодых тренерах вы говорили и год, и два…
— (перебивает) И семь лет назад — всё верно.
— Выходит, ничего не меняется?
— Увы, это так. Очень жаль, но на мой призыв действительно мало кто откликается. Это очень странно и очень грустно. Не понимаю, как можно не ухватиться за такой шанс. Показать себя, посмотреть на работу сильнейших баскетболистов страны, поучиться чему-то у тренеров сборной… Я карьеру сделал на том, что учился у других тренеров.
— И очень хорошую карьеру…
— Мне бы хотелось так думать. В любом случае имеющимся опытом и знаниями я готов делиться. Наш тренерский штаб готов. Не устаю это повторять уже который год.
— Первый сбор начался два дня назад. Как он проходит?
— Пока нормально. Очень рад видеть всех ребят, откликнувшихся на приглашения. К сожалению, не все здоровы. У Воронцевича появились боли в спине, из-за которых тренироваться наравне со всеми он не может. Ждём, что скажут врачи по поводу его повреждения.
— К вопросу о травмах: вы уже не раз говорили, что потеря Сергея Быкова стала тяжелейшим ударом для команды. Теперь на позиции первого «номера» в сборной огромная проблема…
— Да, всё верно. Эта позиция всегда была проблемной для нас, что уж скрывать. И, повторюсь в который раз: травма Сергея — это очень тяжёлый удар, очень. Во-первых, он был в программе национальной команды ровно столько, сколько я её тренирую. Во-вторых, он важен для нас не только как игрок, но и как личность, как один из стержней сборной. К тому же Быков всегда закрывал обе позиции защитника, причём делал это на очень высоком уровне. Восполнить такую потерю будет очень тяжело. Но делать нечего, будем что-то придумывать.
— Помимо травмы Быкова на позиции плеймейкера у нас есть ещё одна проблема — Понкрашов и Хвостов в минувшем сезоне практически не имели игровой практики.
— Ну, с такой проблемой, как вы знаете, мы сталкиваемся из года в год. Всякий раз кто-то из наших игроков имеет меньше практики в клубе, чем нам бы хотелось. Но это только одна из тех объективных проблем, с которыми мы вынуждены иметь дело постоянно. В прошлом нам удавалось как-то справляться с этими трудностями. Можно даже сказать, что сборная не раз помогала тому или иному баскетболисту вернуться на высокий уровень после простоя. Будем действовать в этом ключе и сейчас.
— На первом сборе нет пары ключевых игроков. Вы считаете, что для них сейчас отдых важнее всего?
— Если вы говорите об Андрее Кириленко и Викторе Хряпе, то они в сезоне провели около 80-90 игр. Это очень много, так что отдых им сейчас в самом деле необходим. К тому же они прекрасно знают, как держать себя в форме даже во время отдыха, так что в этом смысле я им полностью доверяю. С другой стороны, в этом году у нас крайне короткий период подготовки. Месяц — и важнейший турнир начинается. Так что сейчас каждый день вне подготовительного процесса — это потерянный день. Вот такая палка о двух концах. Но я надеюсь, что Андрей и Витя в итоге будут в полной боевой готовности. Как это было всегда.
— Если у тренера нет возможности укрепить ту или иную позицию качественно, то её необходимо укрепить хотя бы количественно. И в прошлом году перед поездкой на Евробаскет вы усиливали состав дополнительно парой «больших»…
— Всё правильно.
— Но теперь у вас такой возможности не будет, поскольку важнее сейчас укрепить заднюю линию.
— Вы правильно рассуждаете, нам нужно укрепляться защитниками. Для этого и вызваны Максим Григорьев, не первый год работающий со сборной, а также молодой талант Сергей Карасёв. Простой замены Быкову нет, её просто не существует. Но каждый из наших «маленьких» на этот раз должен будет дать команде чуть больше.
— Со стороны кажется, что ближе всех к Быкову по совокупности игровых качеств вызванный в последний момент Егор Вяльцев. Он атлетичен, хорошо защищается, способен играть как первого, так и второго «номера». Наконец, он провёл весьма неплохой сезон в «Химках».
— Егор уже не первый год является игроком сборной. Мне всегда очень нравилось, что он приезжает в национальную команду по первому зову и всегда работает на совесть. В прошлом году, если помните, он был отцеплен от основного состава последним. Я был вынужден оставить его вне заявки, хотя мне очень этого не хотелось. Та же история с Вороновым. Он играл за сборную на ЧМ-2010, а на Евробаскет не попал. И тоже не по своей вине, просто так сложились обстоятельства. Разумеется, сейчас у обоих есть отличные шансы поехать в Венесуэлу.
— Вы называли главным кандидатом на место Быкова в стартовой пятёрке Алексея Шведа.
— Вне всяких сомнений, он будет главным кандидатом на это место. Он хорошо сыграл за сборную на Евробаскете-2011, он провёл великолепный сезон за ЦСКА. Какие могут быть вопросы?
— Прогнозируем связку Понкрашов — Швед в старте сборной?
— Сейчас я не могу сказать вам, кто будет выходить в основе. Возможность проявить себя, побороться за место в стартовом составе будет у каждого.
— Сергей Моня сейчас воспринимается чуть ли не как тяжёлый форвард, но были времена, когда он играл и атакующего защитника. Не рассматриваете вариант пятёрки с Моней, Хряпой и Кириленко одновременно?
— В смысле — с Моней на позиции «второго»?
— Да.
— Нет, такой вариант не рассматриваю. Нам очень нужен контроль мяча, это момент, в котором мы «проседаем». А Моня, при всех его огромных плюсах, водить мяч не может.
— Простой вопрос: кто будет самым тяжёлым соперником для нас в Венесуэле?
— Все. Корейцы готовятся к турниру уже не первый месяц, так что к первой игре с нами они подойдут как минимум в лучшей форме по сравнению со всеми остальными участниками квалификации. Затем Доминикана — команда, наполненная талантами и с великолепным тренером Джоном Калипари во главе. Уже по этим двум встречам ясно, что легко не будет. А дальше всё только усложняется. Поверьте, нас ждёт очень тяжёлое испытание.
— Это Самый трудный момент в вашей карьере в сборной России?
— Нет. В моей карьере было всякое.
— Вы говорили о необходимости игроков в отдыхе. А сами сколько отдыхали в этом году после окончания клубного сезона.
— Три дня. Прекрасно отдохнул, готов работать с удвоенной силой (смеётся).
— И как ваша семья восприняла такие «каникулы»?
— Ну, а что тут поделать? Такая уж у меня профессия.
— Кстати, о семье: ваш сын прогрессирует как разыгрывающий?
— Что, предлагаете его натурализовать и взять в сборную России?
— Ну, это же наша проблемная позиция.
— У него уже есть израильское и американское гражданство. Боюсь, третий паспорт ему не дадут (смеётся).
— За финалами конференций в НБА следить успеваете?
— Смотреть матчи некогда, так что ограничиваюсь видеонарезками на сайте НБА. Думаю, моему любимому «Бостону» «Майами» не обыграть, к сожалению. Хотя Рондо великолепен, конечно. Если «Селтикс» проиграют, буду желать успеха «Сан-Антонио».