«Коуч» «Металлурга» согласился с отсутствием «системы» в игре сборной. Заверил, что вторая команда в КХЛ — это слишком. Предложил брать пример с финских и шведских чемпионатов. И призвал минское «Динамо» работать сообща с тренерами команд ОЧБ.
— Почему вас не было на заседании исполкома ФХРБ?
— Увы, вчерашний день я провел в больнице на операции.
— Но вы наверняка знаете обо всех итогах собрания.
— Уже много раз высказывался: если люди «наверху» решают, что так должно быть, значит, так и будет.
— Давайте, все же, их обсудим. Лишился должности Владимир Сафонов. Юрий Никонов и Игорь Заичков утверждали, что он некомпетентен. Согласны?
— Сложно говорить. Его в свое время выбирали «большие» люди. Как можно сказать, что он некомпетентен? Может, что-то и не получилось. Но Владимир Михайлович не новичок в своем деле. Не знаю, как такого человека можно назвать некомпетентным. Он уже много лет в белорусском хоккее. И что получается? Он все эти годы не работал, что ли?
— Евгений Ворсин терялся в догадках, на что списать такое падение сборной в рейтинге — то ли на невезение, то ли на низкое мастерство, то ли на какие-то упущения в системе «сверху». Как считаете, чего больше?
— Надо исходить из того, что у сборной есть главный тренер. Нужно анализировать его работу — то, что он хотел сделать и что сделал. Ворсин — это одно, а главный тренер — совсем другое. Какой вывод сделал Хейккиля? Мы ничего конкретного не услышали. Никто не понял, куда нам нужно двигаться. Но некоторые люди считают, что мы идем правильным путем. Значит, будем двигаться дальше.
— Но результата нет уже который год. Почему?
— На этот вопрос должен ответить руководитель, который стоит гораздо выше, чем я.
— Хейккиля назвал программу спаррингов, которая была у сборной, слишком насыщенной. Действительно ли восемь матчей за месяц до топ-турнира так много?
— Считаю, что нет. Может, у него какой-то особый план и своя финская «метода». Матчей было много, но и людей много можно было «крутануть». Даже если бы он их не взял на чемпионат, то это пошло бы на пользу всем. Есть пословица такая — курочка по зернышку клюет. Считаю, что она как раз подходит к тому моменту, о котором мы сейчас с вами говорим.
— Юрий Никонов высказался, что не увидел в игре сборной никакой системы, про которую столько твердил Хейккиля.
— Я тоже ничего не увидел и открыто об этом сказал. Но некоторым это не понравилось. Может, люди смотрят другой телевизор или как-то по-другому оценивают. Считаю, что какие-то разговоры по этому поводу вести уже бессмысленно. Серьезных и конкретных выводов я не услышал.
— Почему же система не заработала?
— Наверно, потому что была проиграна «психология». Мы не имеем права уступать Франции. Значит, тренер не достучался до игроков. Почитайте последнее интервью Коваля — он конкретизирует работу Хейккиля. Если игроки работали под его руководством, значит, они знают предметно, о чем говорят.
— Создалось впечатление, что вину за провал хотели возложить на ассистентов финна. Так ли она велика?
— У нас много умов. Если они оставили этого тренера, получается, что-то увидели в нем. Раз выводов не сделано, значит, идем правильным путем.
— Вас не удивило, что никто даже не заикнулся об отставке главного тренера?
— Я не присутствовал на заседании, поэтому мне сложно рассуждать по этому поводу. Когда находишься там, чувствуешь нерв, накал, по глазам можешь определить, чего хочет и что чувствует какой-то персонаж. Поэтому даже не знаю, что и ответить.
— Сергей Тетерин считает, что будущего у нашего хоккея нет. Согласны?
— Очень категорично. Не знаю насчет будущего, но настоящее у нас очень печальное.
— Согласны с суждением о том, что талантов у нас хватает?
— Слово «талант» каждый понимает по-своему. Может, ярких дарований у нас немного, но перспективных ребят, с которыми можно и нужно работать, есть в предостаточном количестве.
— Солонец и Тетерин высказались о необходимости включения второго белорусского клуба в КХЛ или ВХЛ. Правильный шаг?
— Я удивился такому предложению, когда прочитал. Мы с одной-то командой в КХЛ справиться не можем, а тут про вторую заговорили.
— Также Солонец отметил, что полпредом вполне мог бы стать чемпион.
— КХЛ — это громко сказано. А с ВХЛ можно попробовать. Хотя я не вижу в этом смысла. Можно пойти в ВХЛ, потратить денег в три-четыре раза больше, но какой будет результат? Нужно поднимать свой внутренний чемпионат — не раз уже об этом говорил. Но «там» считают по-другому. Что поделаешь?
— Вчера прозвучало предложение урезать бюджет «Динамо» и эти деньги распределить в детские спортивные школы.
— Говорить можно все, что угодно. Я могу сказать, что завтра полечу в космос в свои шестьдесят лет. Но уверен, что этого никогда не произойдет.
— Есть ли смысл в запрете на вратарей-легионеров?
— Безусловно, есть. Россия тоже в свое время пошла этим путем. И у них «стало на крыло» много приличных вратарей — Варламов, Барулин, Касутин и другие. России эта «политика» пошла только на пользу. В нашем чемпионате должны стоять в воротах белорусские ребята. Хватит уже иностранцев. Не работая со своими, мы не получим ничего хорошего в будущем.
— Звучали мнения о том, что ОЧБ может вовсе обойтись без иностранцев.
— Если кому-то хочется превратить наш чемпионат в первенство молодежных команд — почему бы и нет? И будут играть ребята 18-19 лет. Только откуда они будут черпать все нюансы игры? Друг от друга? Сомневаюсь. По телевизору? Если бы все было так просто, у нас были бы одни звезды в спорте.
— Михаил Захаров считает, что ужесточение потолка зарплат позволит подравнять уровень клубов в чемпионате.
— Ха-ха! Сколько уже было об этом разговоров, об этом потолке, который подравняет уровень! На деле-то это не выполняется. Говорить можно все, что угодно. Но если пункты не выполняются, зачем поднимать эти вопросы?
— Торбин заявил о том, что клубы ОЧБ отговаривают своих хоккеистов идти в минское «Динамо».
— Это полный бред. Мне даже стало неловко от таких слов наших руководителей. Как мы можем отговаривать ребят, которые должны стремиться наверх? А когда прочитал, что молодые получают в ОЧБ зарплаты по 8 тысяч долларов, удивился еще больше. Отвечаю со всей ответственностью — таких зарплат в нашем чемпионате для молодежи НЕТ! Откуда такие цифры? Полторы тысячи, две — я допускаю. Но не восемь.
— Может, не в «Металлурге», а в других клубах?
— Не верю, что и в «Немане» или «Юности» есть такие деньги, чтобы платить молодым пацанам. Какой в этом смысл? Считаю, что это высказывание надуманное. У нас был Сергей Дудко. Он получал в «Металлурге» полторы тысячи долларов — это можно проверить. Да, у него были бонусы, как для полновесного игрока основного состава. Но это триста долларов. Кто поймет, если «сопляк» получает столько же, сколько легионер? Какой микроклимат будет в команде? Давайте представим ситуацию — ваш главный редактор будет получать пять тысяч долларов, а вы, как молодой журналист, шесть. Это нормально будет?
— Думаю, главному редактору не очень понравится:).
— Я тоже так думаю. И вы столько получать не будете.
— Не удивило, что на заседании не коснулись вопроса возрастного лимита?
— Я вообще не понял, когда в интернете «полистал» новости, у нас этот лимит остается?
— Да. Вопрос даже не поднимался…
— Странно. Об этом так долго говорили-говорили. Тогда я вообще не понимаю суть этого совещания.
— Каким видите в будущем чемпионат Беларуси?
— Очень хороший вопрос. Мое мнение такое — нельзя трогать молодежь раньше времени, не надо делать из них звезд. Зачем выдергивать пацанов из родного чемпионата? Они играют первые роли в ОЧБ, но в КХЛ пока выступать не готовы. Получается, из-за того, что ребят выдернули, они потеряли сезон. Думаю, что «Динамо» должно идти «плечо в плечо» с тренерами клубов ОЧБ. Только тогда может быть какой-то толк. Хейккиля может позвонить мне и сказать: «Поработай с парнем над тем-то аспектом, мне он интересен». Я начну уделять больше внимания этому игроку. А у нас как получается? «Динамо» — особняком, ОЧБ — особняком. Должна быть четко выстроенная система подготовки молодых игроков. Почему Швеция постоянно растет? Потому что там построена перспективная модель развития команд Элитсерии. А у нас — кто во что горазд. Можно много дискутировать по этому поводу. Только мы ни к чему не придем.
— Вчера прозвучала мысль о том, что ОЧБ должен работать на «Динамо», как на базовый клуб сборной.
— Это правильный тезис. Так и должно быть. Но только все нужно решать сообща. А «Динамо» работает чисто в своих интересах. Взяли Дудко за смешную плату — им ничего не стоит дергать людей вперед и назад. Постойте! Давайте так. Если вы берете человека, то платите какую-то определенную сумму. Вспомните, как было с Горошко. 100 тысяч долларов запросил «Неман» – и «Динамо» задумалось. А так они за копейки берут и довольны. Выдернув ребят, они и меня оголили, и пацаны без игры остались. Вопрос — мы решаем общие проблемы или чьи-то?
— Как по-вашему, сможет ли наш чемпионат после внесенных изменений воспитать игроков для сборной?
— Какие же у вас вопросы глобальные. Навскидку сложно сказать. У нас есть много молодых сильных хоккеистов. Тот же Гаврус, например. Мы пытаемся их удержать, а они уже ищут пристанища в других местах. Было бы здорово, если бы эти ребята здесь какую-то школу прошли. А то они уезжают куда-то, теряются и потом не могут выйти на свой прежний уровень. Получается, что они здесь азы не освоили, а там вообще потерялись.
— Какой вы видите систему развития белорусского хоккея?
— Это очень серьезный вопрос. Далеко ходить не надо — просто посмотреть системы в тех же Финляндии и Швеции. Нужно вынести оттуда что-то для своего чемпионата, скопировать. Скандинавские страны — это очень интересно. Поэтому, наверное, Хейккиля и пригласили.
— Как нужно выстроить вертикаль, чтобы работа приносила плоды?
— Вы же были вчера на совещании — вот вам и вертикаль. Больше сказать нечего. Если вы почувствовали, что вертикаль есть, значит, она есть. Если не увидели — значит, нет ее.
— Кроме нескольких общих выводов, пары отставок и четырех часов разговоров во время исполкома никто так и не услышал, куда двигаться дальше.
— Вот оно. Вы только что подвели итог нашей беседы.