В пοездку на Еврο я взял младшегο сына Колю. Жили мы, правда, в однοм небольшом гοрοдκе в Германии, а на игры в Австрию отправлялись на автοбусе. Всегο пару часов пути.
Поразился: сκольκо болельщиκов из России отправились вслед за сборнοй! Этο был настοящий прοрыв с тοчки зрения численнοсти десанта. В 2004‑м в Португалии нашим хватило сектοра на тысячу человек, и они там тихо сидели.
Спустя четыре года казалось, что каждый российский город отправил по делегации. Не раз наблюдал сценки, как в самых неожиданных местах встречаются давние знакомые. Как-то с моими товарищами из Нового Уренгоя отправились в ресторан пообедать. Жарковато, выхожу на крылечко свежим воздухом подышать. С улицы меня тут же замечают русские ребята. Подходят: «Евгений Серафимыч, с вас автограф». Предлагаю им пройти в ресторан, там за столом удобнее расписываться. Смотрю – остолбенели вдруг ребята. При виде моих спутников у них буквально глаза на лоб полезли. Толкают друг друга в бок: «Веришь ли глазам? Это же наши!». Оказалось – эти два парня тоже приехали из Нового Уренгоя, невольно я помог им повстречаться с коллегами по работе.
Не забуду той дружной атмосферы. Весь Зальцбург был в российских цветах, и при этом не было ни агрессии, ни хамских кричалок. Люди шли толпой и скандировали что-то ободряющее. Сын запевал: «Мы приехали…» И тысячный хор мужиков подхватывал: «…чтобы победить!». Местные жители нам улыбались. Я видел, что Колька в эти минуты абсолютно счастлив и гордится тем, что он россиянин.
В предыдущих сериях «Дневников» я непременно вспоминал о тренерских перестановках в сборной России. Специалисты у нас надолго не задерживались – к очередному турниру звали нового. В какой-то момент показалось, что мы зашли в тупик, перебирая кандидатуры из числа россиян. Это были хорошо знакомые имена, ранее работавшие в сборной и освобожденные за неимением результата. Бег по кругу.
В преддверии отборочного цикла к Евро-2008 витало в воздухе: пора бы разорвать этот круг, нужен специалист с мировым именем. Соответствующее поручение было дано олигархам. Как писали в прессе, с этим поручением легко справился Роман Абрамович, который и организовал, и профинансировал.
Мы получили Гуса Хиддинка. О нем было известно: в краткие сроки приносит успех сборным, за свою карьеру поднял не одну команду. Да и сам он везунчик по жизни, внешне экстравагантный и расстегнутый на все пуговицы.
Не все было гладко по пути к Евро-2008. Виталий Мутко даже обронил фразу, ставшую крылатой: «А вы, Гус, оказывается, не волшебник». Но в Австрии-Швейцарии он стал этим волшебником.
В чем заключался несомненный плюс Хиддинка по сравнению с именитыми российскими тренерами – не зацикливался на знакомых фамилиях. Чистый лист бумаги. В душе Гус не являлся ни спартаковцем, ни армейцем. Он никогда не следил за нашими игроками. И в то же время был в состоянии адекватно определить их ценность на текущий день. Авторитетные Лоськов, Смертин и Радимов были для него условными Ивановым, Петровым и Сидоровым.
Кажется, Гус сразу определил: оставленные ему в наследство лидеры на самом деле уже прожили свои лучшие годы в футболе. Надо брать игроков более быстрых, пусть они будут более низкого качества.
Гус понимал: есть немного времени для строительства. Когда приглашаешь на новый уровень амбициозных игроков, они могут прибавить как на дрожжах.
Так появились Саенко, Колодин, Янбаев, Торбинский и другие.
А если оставлять возрастных, то они должны быть голодны до футбола. Семак и Зырянов соответствовали этому качеству. Именно Семак побежал за уходящим мячом в матче с греками, достал его для Зырянова, и счет был открыт.
Но вспомните – от результатов в преддверии Евро бросало то в жар, то в холод. В последнем матче группового этапа едва справились с Андоррой (в то время как хорваты за обещанные им »Мерседесы» прогнали с праздника футбола наших прямых конкурентов – англичан).
Весной 2008‑го и вовсе посетило ощущение беспросветности: 0:3 от румын в товарищеской встрече. «Это что за безобразие?» – таким вопросом задавались мы все.
А тем временем Гус формировал поколение, которое составляет костяк сборной по сегодняшний день.
Отмечалось, что большая заслуга в прекрасных кондициях сборной на Евро-2008 принадлежит тренеру по физподготовке Раймону Верхейену. Он разработал целую программу, которая позволила нашим игрокам буквально преобразиться под концовку сезона. Подготовка шла очень интенсивная, в двухразовом режиме. Потом Верхейен подробно объяснял суть своей системы. Как я понял, он использовал принцип суперкомпенсации – когда после нижней отметки усталости игроки заново начинают набирать форму. Верхейен точно к полуфиналу вывел их физическое состояние на оптимальный уровень.
Сейчас сборная придерживается иных принципов: тренируются один раз в сутки, сберегая таким образом свежесть.
Тренеры всегда сами чувствуют и знают, как правильно. Иногда надо заводить и тормошить. Иногда – лишь поддержать огонек.
Многие хотят пригласить Верхейена, а он выбрал Армению. Согласился помогать нам по старой памяти по телефону. Не нужны нам такие услуги. До свидания. Раймон, Россия – ядерная держава, у нас не подрабатывают, у нас работают.
Роман Павлюченко – типичный русский футболист. Одаренный, мощный, но куда-то запрятавший свой истинный талант. На Евро Рома не выходил на поле, а буквально вырывался на него. В глазах – страсть, защитники откровенно боятся его набегов. Я протирал глаза: неужели это тот самый Роман из »Спартака» – квелый и ленивый? Я видел совершенно другого футболиста, который изменился даже как физическое тело.
И тут мы узнаем: в сборной Павлюченко убавил вес на четыре кило. То есть в »Спартаке» он все время носил на себе эти четыре лишних килограмма, а в начале сезона, наверное, и побольше. Боялся набрать хорошую форму.
Как показало время, «спящего гиганта» удалось разбудить по-настоящему только Хиддинку. Евро-2008 – лучшее время Павлюченко в футболе.
Андрей Аршавин – лучший и, пожалуй, самый одаренный российский игрок в новейшей истории нашего футбола. Но не отругает его только ленивый. То спустя рукава сыграет, то лишние килограммы наберет, то глупость сморозит – загуляет перед матчем или даст пинка сопернику. Именно так случилось в отборочном матче с Андоррой.
Главный вопрос, связанный с заявкой, заключался в том, надо ли брать Аршавина на Евро, ведь он был вынужден пропустить две первые игры. Уверен, Аршавин следил за дискуссией в прессе и очень переживал. Он понимал: пора показать себя на международной ярмарке, иначе хорошего предложения из Европы не дождаться.
Не забыть его слезы после матча с Голландией! Нервный срыв? Маска Марадоны? Ни в коем случае! Это мужские слезы счастья. Человек сделал то, о чем мечтал, и сделал это красиво.
Игрοки сборнοй России свοеобразнο отметили выход из группы. Как мне рассказывали люди сведущие, в автοбусе ребята весело хорοм испοлнили непοтребную кричалку с упοминанием фамилий Севидοв и Ловчев. Борοдюку стало неловκо, он их одернул.
Они рисуют врагοв там, где их нет. Когда случилась грοмкая пοбеда над Голландией, я чувствовал себя сопричастным к этοй пοбеде, как и вся страна. Так радοвался! А пοтοм сообщают: «Помянули вас, Серафимыч, в автοбусе».